Greg Osby & Tal Cohen

07.12.2019 15:59

Американский саксофонист Грег Осби – в лайнапе нынешнего фестиваля Jazz Bez, пожалуй, самое известное и громкое имя. Уже в начале своей карьеры он играл с такими выдающимися джазменами, как Херби Хэнкок, Джек ДеДжонетт, Эндрю Хилл, Джим Холл, Кассандра Уилсон, Джо Ловано и др. Осби и самого можно назвать первооткрывателем талантов. Именно он вывел на большую джазовую сцену Джейсона Морана, Родни Грина. Кстати, уже дважды хедлайнер фестиваля Jazz Bez, саксофонист Логан Ричардсон – также ученик Грега Осби. На счету у Осби почти два с половиной десятка авторских альбомов. Это музыкант, которого постоянно держат в поле зрения самые известные джазовые издания, не оставляя без рецензий ни одного из его релизов.

Тем не менее, Грега Осби можно назвать недооцененным музыкантом или, по крайней мере, не до конца понятым в своих поисках новых территорий импровизации.

Об этом свидетельствует и то, что после интенсивного десятилетия с конца прошлого тысячелетия и «нулевых», когда его альбомы выходили один за другим, встречая иногда восторженный прием (как Banned in Hew York), а иногда и непонимание (так что Грег принимал решение отложить на несколько лет выпуск диска, дождавшись, пока публика «созреет» к их восприятию), он перестал записывать авторские альбомы. Последний – 9 Levels – был записан в 2008 (после чего Осби только участвовал в записи нескольких чужих дисков).

Кроме того, Осби – музыкант не только играющий, но и владеющий словом, и в свое время раздал множество интервью, весьма содержательных, свидетельствующих о неустанных творческих поисках и вопрошании. Но и в интервью после 2003 года наступает перерыв, что подтверждает и сам артист. В последнем интервью есть слова о том, что музыкант «не может позволить себе поддаваться влиянию мнения публики или кого бы то ни было, потому что это может подорвать уровень креативности или нежелательным образом повлиять на саму природу того, что он делает. Люди либо поймут это, либо придут к этому позже. Он не может откладывать вдохновение, потому что идеи приходят нон-стоп».

Это позиция – позиция музыканта и творца вообще. И как раз наличие позиции и решимость идти своим путем, даже если это не обещает успеха, – то, что отличает Грега Осби.

Впрочем, все это совершенно за рамками выступления Осби на Jazz Bez и, в частности, концерта в Киеве в дуэте с его молодым партнером, пианистом Талом Коэном.

Нужно признаться, что до этого я не был большим поклонником американского саксофониста, хотя экспериментирующий музыкант всегда вызывает интерес. Кстати сказать, различие во впечатлении от записей и живого исполнения – само по себе интересный феномен и интрига: всегда ждешь с нетерпением, насколько оправдаются ожидания или, напротив, насколько они будут превышены. С другой стороны, будут ли? Бывает и наоборот.

Во время концерта, в одном из редких обращений к публике, Осби, отметив требовательность дуэтного формата, полушутя сказал, что поскольку отсутствуют барабаны и контрабас, им с Талом Коэном придется постараться как-то компенсировать это отсутствие.

Что ж? Пожалуй, прозвучавшее в исполнении музыкантов можно назвать сверхкомпенсацией. По крайней мере, лично мои ожидания были превзойдены многократно.

В отсутствие барабанов и контрабаса, т.е. в отсутствие динамической волны, которая подхватывает и несет солистов и слушателей, пока длится композиция, участники дуэта лишаются возможности этого «бесплатного проезда». Необходимо жить каждое мгновение, создавая эту динамику из непрерывного внутреннего состояния.

Ощущение глубины состояния музыканта, многогранности этого состояния и неисчерпаемая вариативность способов его выражения, непредсказуемость развития импровизации, с одной стороны, и чувство непрерывности этого развития, с другой, – вот главное впечатление от концерта Грега Осби и его молодого партнера.

Осби умеет превратить мгновение в единственную реальность, когда воображение не забегает вперед, но ожидание следующей ноты полностью поглощает внимание.    

Хотя подавляющее большинство записанного Осби материала (на его альбомах) – это авторская музыка, в этот раз (вероятно, в порядке знакомства с новой для него аудиторией) концерт состоял в основном из джазовых стандартов и лишь одной оригинальной композиции.

Начал Осби с продолжительного соло-размышления, в котором не сразу можно было узнать Night and Day Кола Портера. При этом на протяжении всего исполнения этой песни не прозвучала не только сама тема, но и ни одна законченная фраза из нее. Осби благодаря своей музыкальной фантазии и богатству музыкального языка, можно сказать, все время блуждает вокруг темы, меняет освещение, ракурс, показывает ее то в одних красках, то в других, то в одном, то в другом настроении, но ни разу не называет ее саму.

И в этом, похоже, особенность его стиля передачи стандартов и тем, по крайней мере, хорошо известных и легко узнаваемых. Так же было с песней «Хава нагила», которая после множества вариаций неожиданно перешла в All the Things You Are Джерома Керна. Так же – с Light Blue  и Round About Midnight Телониуса Монка и с My Funny Valentine Ричарда Роджерса (исполненной на бис). Несколько больше «повезло» менее известным темам Blues Walk Лу Дональдсона и Jitterbug Waltz Фэтса Уоллера. В концерте также прозвучала единственная оригинальная композиция Грега Осби в несколько funky style.

Черта большого музыканта – Осби как бы и не музыку исполняет, а говорит с помощью музыки. Говорит ли он с публикой, или с самим собой, или с немногими близкими по духу? Слушая Осби, в какой-то момент забываешь о музыке и думаешь просто о жизни, о человеческих отношениях, о понимании и непонимании, но, впрочем, и о музыке, о ее таинственной способности говорить без слов.

Партнер Осби – молодой израильский пианист Тал Коэн, получивший образование в Австралии, а нынче живущий в США. Он успел выпустить пока только один альбом и, кстати, с участием американского саксофониста.

Игра Коэна производит впечатление силы, даже мощи и, учитывая его молодость, многое обещает в будущем. Коэн одновременно лаконичен и вулканичен. Он играет скупо, почти нехотя, словно уже очень зрелый музыкант. Можно сказать, он больше намекает, чем говорит. Но в какие-то моменты взрывается и достигает потрясающей динамической высоты. Он играет, как музыкант, который может гораздо больше.

Удивительная черта, кажется, что Коэн избежал (или преодолел) влияния всех выдающихся современных джазовых пианистов. Лишь изредка, когда он, аккомпанируя Осби, прибегает к риффам, это слегка напоминает о Ките Джарретте. Но, пожалуй, прежде всего, когда слушаешь Коэна, на память приходит Арт Тейтум, а еще такой современный пианист, как Марк Копленд, отличающийся очень сложным гармоническим мышлением. Подобно Копленду, Коэн также спонтанно и изобретательно создает сложные гармонические структуры, которые бродят вокруг темы, придавая ей самое неожиданное освещение. Кстати, Осби записал три альбома в дуэте с Марком Коплендом, так что неудивительно, что они с Коэном обрели друг в друге партнеров.

Их диалог – умение обоих слышать друг друга, не только реагировать на реплику партнера, но и понимать его замысел, включаться в него – словно бы разговор давно знающих друг друга людей. И кажется, что абсолютное взаимопонимание все-таки возможно в этом мире.

Текст: Александр Юдин

Фото: Сергей Бриленко