Логан Ричардсон и «Blues People»

19.11.2018 16:57

Jazz Bez в Киеве начинается с проекта американского саксофониста Логана Ричардсона (Logan Richardson) и значит – с тяжелой артиллерии, поcскольку Ричардсон – самый именитый музыкант в фестивальном лайн-апе. Правда, его нельзя назвать звездой, поскольку он исполняет музыку, которая не может рассчитывать на широкую популярность. Но в джазовом мире его репутация весьма высока. Есть такая репутация, которая выражается не в количестве премий, а в оценке знатоков и собратьев по ремеслу. Так, Террас Мартин, саксофонист, клавишник, продюссер, лауреат премии Гремми, (это было в личной беседе на прошлогоднем Альфа Джаз Фесте) назвал его «своим идолом и одним из лучших альсаксофонистов мира».

Первая известность к Ричардсону пришла с выходом его дебютного альбома «Cerebral flow» (2007). Само название можно перевести как «Течение мыслей», или «Поток сознания».  При этом стоит иметь в виду, что словцо «cerebral» (т.е. мозговой, умственный, интеллектуальный) в джазовом мире обычно служит для характеристики музыки не только не предназначенной для легкого слушания, но и отличающейся концептуальностью, рассчитывающей на некоторые интеллектуальные усилия и понимание со стороны слушателя. Альбом был сразу замечен джазовой критикой, которая приветствовала «потрясающий молодой талант», отметив «головокружительную» виртуозность, богатство идей, оригинальность, смелость и усмотрев в этом многообещающее начало.

Следующий альбом «Ethos» (2009) был близким по характеру музыки (да и по составу музыкантов) к первому. В этом смысле он, если не оправдал полностью авансы, то не разочаровал, обладая всеми теми же достоинствами и подтвердив репутацию исполнителя с большим талантом.

А вот третий альбом «Shift» (2016), который долго вызревал в творческом воображении музыканта, похоже, наконец оправдал возлагавшиеся на Ричардсона ожидания. По крайней мере, некоторые критики назвали его большим успехом. Прежде всего, конечно, обращал внимание суперзвездный состав исполнителей, а именно, участие гитариста Пэта Метини и пианиста Джейсона Морана. Далее, здесь гораздо выразительнее как композитор проявил себя лидер проекта. Музыка стала разнообразнее в эмоциональном отношении и драматичнее. И сольные партии и взаимодействие музыкантов производят сильное впечатление, и голос саксофона Ричардсона ничуть не слабее по сравнению с такими первоклассными исполнителями.

Напомню, что Ричардсон дважды в 2016 и 2017 годах побывал во Львове (на Jazz Bez и Alfa Jazz Fest) именно как участник проектов Игоря Осипова. Теперь он приезжает с собственным «гигом», как любят говорить музыканты.

Оба выступления оставили сильное впечатление. Исполнительство Ричардсона, как никого другого после Джона Колтрейна и Чарльза Ллойда, проникнуто духовным началом, в стоне его саксофона (таков его основной тон) как бы слышится тоска по иному миру. И по умонастроению, как выяснилось из беседы с ним, его, пожалуй, можно назвать утопистом.

На сегодня в активе Ричардсона четыре альбома, что говорит, по-видимому, о большой требовательности музыканта к себе. Четвертый и последний – «Blues People» – вышел в этом году, и из ведущих джазовых изданий на него успело отреагировать только одно. Новым альбомом Ричардсон подтвердил статус одного из самых талантливых саксофонистов в джазе поколения до 40 лет.

В то же время музыка альбома существенно отличается от предыдущих релизов,  резко смещается в область фьюжн. Как свидетельствует название, Ричардсон обращается к истокам, к блюзовой традиции. (Уместно вспомнить, что Ричардсон родом из Канзас-сити, штата Миссури, с которым в наибольшей степени связана история зарождения блюза.) Но в не меньшей степени здесь вовлечена и традиция рок-н-ролла.

Главная особенность состава инструментов – наличие двух гитар (то акустической и электро-, то двух электрогитар). А над их «дуэлью», происходящей на фоне жесткой работы барабанщика, в горней выси парит голос саксофона Ричардсона. «Bues People» значительно прибавляет в энергетической мощи и драматизме. Он гораздо ближе к року ритмически, эмоционально обнаженнее и может рассчитывать на расширение аудитории слушателей и, думается, поклонников музыканта.

Именно музыку из этого альбома представит Логан Ричардсон на Jazz Bez’е с тем существенным отличием, что в заявленном составе присутствует только одна гитара – Игоря Осипова. «Blues People» создавался в устной традиции блюзовой музыки в ходе живой импровизации. Измененный состав добавляет интриги, и нас безусловно ожидает импровизация.

Текст: Александр Юдин