Трио Катерины Зяблюк – «Лісова пісня»

14.09.2019 17:24

Это, пожалуй, один из самых неординарных украинских этноджазовых проектов из тех, что приходилось слышать – и не только потому, что он опирается на литературную основу (драму Леси Украинки «Лісова пісня») и наполовину представляет собой сюиту, а просто в силу непохожести. Когда слушаешь эту музыку, память в поисках аналогов и ассоциаций по большей части хватается за пустоту.

Проект вырос из глубокого изучения или, скорее, приобщения к полесскому (прежде всего, волынскому) песенному фольклору лидера Катерины Зяблюк, которая обязана своим интересом и большей частью собранного материала своей бабушке, занимавшейся фольклористикой. Так что хотя работа над проектом и заняла около двух лет, можно смело утверждать, что он созревал гораздо дольше.  

Произведение состоит из сюиты «Лісова пісня», отсылающей к литературной основе общим музыкальным развитием, лаконичным текстом песен и заключительным монологом, а также из собрания различных по характеру песен.

Песни, исполняемые в программе, очень своеобразны, с одной стороны, тем, что они либо ритмически свободны, либо скрыто подчиняются очень медленному ритму, а с другой стороны, самой манерой пения, которая в разных песнях различна по подаче звука. Иногда это напоминает стон, иногда затрудненное дыхание, иногда бормотание, заговор. Но, пожалуй, в целом это можно назвать «внутренним» пением, так как оно производит впечатления чистого самовыражения и не обращено к внешнему слушателю. Также стоит добавить, что в исполнении Катерины Зяблюк оно производит впечатление совершенной подлинности.

Очень интересно и взаимодействие голоса с инструментальным сопровождением, которое создают прежде всего рояль лидера, а также электрогитара Натальи Сорокиной и барабаны Андрея Нагорного. Главная его особенность в ритмической свободе, и, если абстрагироваться от самой песни, то это скорее схоже со свободной импровизацией, нежели с  аккомпанементом. Особенно изобретательна партия фортепиано Катерины, которая совершенно уходит от аккомпанирования голосу в привычном смысле. Исполнительница нашла своеобразный гармонический язык, для которого опять же трудно найти параллели. Иногда кажется, что так бы играл Телониус Монк, если бы он играл полесские песни. Внезапно тема раскладывается, возникает полифонические взаимодействие партий правой и левой руки. Бах с полесским колоритом.

Инструментальное сопровождение в целом создает своего рода звуковой пейзаж, соответствующий настроению песни. В этом отношении музыка проекта вызывает больше всего ассоциаций с норвежским джазом, многие представители которого также склонны к созданию звуковых пейзажей. Стоит отметить чуткость всех участников трио и их взаимопонимание между собой.

Впрочем, создаваемый звуковой пейзаж время от времени кристаллизуется в ритм и переходит в некий фьюжн, даже довольно жесткий, усиливая и выплескивая затаенный драматизм песни, а затем вновь все рассыпается на ручейки звуков, которые ищут друг друга.

Текст: Александр Юдин

Фото: Алексей Карпович