Трио Натальи Лебедевой и Лаура Марти

13.09.2019 17:37

Пианистка Наталья Лебедева и певица Лаура Марти – один из самых примечательных случаев творческого содружества на отечественной джазовой сцене. Оно началось как партнерство учителя и ученицы с взаимного увлечения бразильской музыкой, а затем развивалось через множество довольно разных по характеру проектов: этноджаз, джаз и классика, фьюжн и поп-джаз, где лидером, или лучше сказать инициатором, выступала то одна, то другая исполнительница. Новая программа – это авторская музыка Натальи Лебедевой, к которой Лаура Марти написала тексты на английском языке. (Впрочем, в финале концерта прозвучали также произведения Лауры Марти).

Однако эти сочинения довольно далеки от привычной песенной структуры, их уместнее называть именно композициями в силу внутренней сложности, даже многочастности, так что они, по большей части, представляют собой своеобразные мини-сюиты. Как правило, истоком (и одновременно завершением) становится меланхоличная тема (в исполнении Лауры Марти она звучит даже меланхолично-гипнотически), которая затем внезапно сменяется вставной частью со стремительным ритмом, в котором чувствуется этническая окраска, слышатся отзвуки танцевальных ритмов. Кажется, только пьеса «Цурикава» (по названию реки в Японии) начинается, так сказать, с места в карьер в ритме бега. В некоторых композициях появляются также свободные в ритмическом отношении отрезки, которые затем снова сменяются снова стремительным ритмом, затем – возврат к истоку. В пересказе это выглядит стройно и симметрично, но в живом исполнении каждый такой переход воспринимается как неожиданный и одновременно органичный. В этой мгновенной, драматичной смене декораций есть некая музыкальная философичность, подчеркнутая текстом Лауры Марти (одна из песен так и называется Life is Changeful). И в этом же их притягательность, равно как и в мелодичности основной темы, самая запоминающаяся из которых, наверное, Free Fall (потенциальный хит).

А эмоциональной кульминацией каждой композиции, как правило, становятся сольные импровизации участников трио. Импровизации Натальи Лебедевой обычно строятся как развитие мелодических линий, часто через повторение и видоизменение музыкальных фраз, которое не отпускает внимание своим постепенным накоплением энергии, выплескивающейся в финальных аккордах. Импровизации контрабасиста Ярослава Товарянского при отсутствии быстрых пассажей кажутся очень динамичными, очевидно, благодаря частому синкопированию. Несколько удачных соло на счету барабанщика Ярослава Бориса, причем все на рифе. И – кажется, это редкий случай – когда риф исполняется не только другими инструментами, но и голосом. И еще один замечательный момент – параллельное соло на барабанах и соло-скэт Лауры Марти (в композиции Free Fall).

Пение Лауры Марти – отдельный разговор. Оно становится все более суггестивным (по крайней мере в этой программе) и многообразным: легко переходит от интимности к экстатичности, покоряет выразительностью не только интонации, но даже – в некоторых случаях – артикуляции (как в балладном начале композиции Life Is Changeful, вызывающем ассоциации с манерой пения великой певицы Кармен Макрей). А самое сильное впечатление в исполнении Лауры производит скэт – стремительный, изобретательный, как говорят на родине джаза, dizzying (головокружительный).

Текст: Александр Юдин

Фото: Сергей Брыленко